Александр Перфилов, к.т.н.
В прошлых статьях мы рассматривали тему проектного управления в органах государственной власти Российской Федерации, тему финансирования мероприятий по данному направлению, а также тему “опорной сети” автомобильных дорог на территории Российской Федерации в рамках национального проекта “Безопасные качественные дороги”.
В текущей статье мы детальнее рассмотрим историю реализации проекта, начиная с приоритетного проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также понятие нормативного транспортно-эксплуатационного состояния, поскольку оно являлось основополагающим понятием при разработке и создании самого проекта.

Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги».
Подготовка к реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» велась с 2016 года с последующей реализацией в период с 2017 по 2018 года. Одной из основных целей ее реализации было приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние дорожной сети крупнейших городских агломераций и снижения мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на территории Российской Федерации.
В первоначальной концепции предполагалось участие в проекте крупных мегаполисов, но позже список обновился городскими агломерациями с населением не менее 500 тыс. человек.

Рисунок 1. Структура приоритетного проекта
Был сформирован перечень из 36 агломераций. Перед самым стартом дорожно-строительного сезона к приоритетному проекту присоединились еще две территории – Калининград и Улан-Удэ. Таким образом, в 2017 году его участниками стали 38 городских агломераций в 36 субъектах РФ: Астраханская, Барнаульская, Владивостокская, Волгоградская, Воронежская, Екатеринбургская, Ижевская, Иркутская, Казанская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Краснодарская, Красноярская, Липецкая, Махачкалинская, Набережночелнинская, Нижегородская, Новокузнецкая, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Ростовская, Рязанская, Самарско-Тольяттинская, Саратовская, Томская, Тульская, Тюменская, Улан-Удэнская, Ульяновская, Уфимская, Хабаровская, Чебоксарская, Челябинская, Ярославская
Общая протяженность дорожной сети агломераций составила свыше 50 тыс. км.
Для обеспечения выполнения поставленных задач в 36 субъектах России были разработаны программы комплексного развития транспортной инфраструктуры территорий (ПКРТИ).
Национальный проект и его структура
В рамках последующей работы и необходимости масштабирования и переформатирования мероприятий, приоритетный проект был переработан в национальный проект «Безопасные качественные дороги», который значительно расширил географию: он стартовал в 83 субъектах Российской Федерации (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) и 104 городских агломерациях. Работа началась по четырем направлениям: федеральные проекты «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения», «Автомобильные дороги Минобороны России».

Рисунок 2. Структура национального проекта 2019-2020
Учитывая, что 14 июня 2023 г. было подписано постановление Правительства Российской Федерации, согласно которому 1 039 км дорог Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей получили статус федеральных и перешли в ведение Федерального дорожного агентства, предполагается, что региональные и межмуниципальные автомобильные дороги новых субъектов также будут включены в состав национального проекта.

Рисунок 3. Перспективы до 2030 года
Напомним, что в состав НП «БКАД» входят следующие федеральные проекты:
- Федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть»
- Федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»
- Федеральный проект «Безопасность дорожного движения»
- Федеральный проект «Автомобильные дороги Минобороны России»
- Федеральный проект «Развитие общественного транспорта»
- Федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети»
Нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог
Понятие нормативного транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог являлось основной темой при разработке концепции не только данного национального проекта, но и приоритетного проекта, который являлся его предшественником. Тематика нормативного транспортно-эксплуатационного состояния является неотъемлемой частью показателя «опорная сеть автомобильных дорог». Программа мероприятий субъектов Российской Федерации по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения формировалась из базового значения 2018 года и учитывала текущее нормативное состояние.
Министерством транспорта Российской Федерации был разработан порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденный Приказом Минтранса от 7 августа 2020 г. № 288 (Далее – порядок).
В соответствии с порядком предусматривается, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (Далее – обследование). Также порядок допускает проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
Предусматриваются следующие виды обследования:
1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3-5 лет со дня проведения первичного обследования;
2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится);
3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).
Среди обследуемых параметров выделяют три основные группы:
1) постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (далее – технический уровень автомобильной дороги):
- ширина проезжей части и земляного полотна;
- габарит приближения;
- длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов;
- протяженность подъемов и спусков;
- продольный и поперечный уклоны;
- высота насыпи и глубина выемки;
- габариты искусственных дорожных сооружений;
- состояние элементов водоотвода;
- состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
2) переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (далее – эксплуатационное состояние автомобильной дороги):
- продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия;
- сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин;
- прочность дорожной одежды;
- грузоподъемность искусственных дорожных сооружений;
- объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта (далее – параметры движения транспортного потока):
- средняя скорость движения транспортного потока;
- безопасность движения транспортного потока;
- пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением;
- среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока;
- способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами.
В рамках данной статьи мы продолжим рассматривать мероприятия в части эксплуатационного состояния автомобильных дорог, поскольку они являются основными.
Техническое состояние автомобильных дорог оценивается как по результатам проведенной инструментальной диагностики, так и по результатам экспертной оценки.
Нормативы транспортно-эксплуатационного состояния автодорог установлены ГОСТом 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» и ГОСТом Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». То есть нормативное состояние автомобильных дорог определяется именно по этим стандартам.
Если кратко описывать критерии «нормативности» в рамках данного документа, то выделят следящие основные:
- Продольная ровность покрытия проезжей части;
- Коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием;
- Отсутствие дефектов дорожного покрытия;
- Отсутствие дефектов обочин и разделительных полос;
- Обеспечение видимости;
- Требования к техническим средствам организации движения;
- Требование к светофорным объектам.
Критерии схожи с критериями упомянутыми в порядке.
На федеральной сети автомобильных дорог при расчете показателя «Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям» учитываются показатели отсутствия повреждений покрытия проезжей части, ровность покрытия проезжей части, а также коэффициент сцепления покрытия. То есть определение нормативного транспортно-эксплуатационного состояния определяется по трем основным параметрам.
Информация о соответствии автомобильных дорог нормативным требованиям формируется по результатам проводимой диагностики автомобильных дорог в соответствии с ОДМ 218.4.039-2018 «Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог», утвержденным распоряжением Росавтодора от 4 июля 2018 года № 2481-р, а также вышеуказанным Порядком.
Подводя итог, отметим, что определение нормативного транспортно-эксплуатационного состояния сеть федеральных автомобильных дорог определяется по трем основным параметрам, которые в свою очередь определяются в рамках проводимой инструментальной диагностики.
Мероприятия в части приведения автомобильных дорог общего пользования федерального значения отражены в ранее упомянутом федеральном проекте «Развитие федеральной магистральной сети» в составе НП «БКАД».

Что касается автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения субъектов Российской Федерации, то для них вышеуказанные документы, кроме Порядка, носят рекомендательный характер. Важной особенностью являлось то, что в начале реализации проекта в подавляющем большинстве субъектов не предусматривалось средств на инструментальную диагностику, при этом мероприятия по оценке технического состояния проводились посредством экспертной оценки. Кроме того, в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» предусматривается оценка технического состояния автомобильных дорог по двум параметрам, а именно продольная ровность покрытия проезжей части и отсутствие дефектов дорожного покрытия.
Федеральным дорожным агентством, также как и субъектами Российской Федерации ежегодно предусматриваются средства на приведение федеральных дорог, а также региональных и межмуниципальных дорог соответственно в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние. Но как мы уже говорили в прошлой статье, в рамках национального проекта субъектам Российской Федерации дополнительно предусматриваются субсидии и иные межбюджетные трансферты на реализацию мероприятия в рамках национального проекта, которые в свою очередь положительно влияют на потенциал к приобретению дополнительной техники и оборудования подрядными организациями, задействованными на реализации мероприятий национального проекта.
Здесь хотелось бы отметить, что ритмичность реализации предусматриваемых мероприятий субъектом, а именно, своевременная подготовка проектной документации и контрактация объектов с последующим их выполнение в соответствии с утвержденными планами-графиками и как следствие возможного досрочного завершения работ приводит к возможному дополнительному выделению средств субъекту Российской Федерации за счет дополнительных средств, выделяемых Правительством Российской Федерации.
Дополнительные материалы доступны в официальном телеграм-канале https://t.me/hoofin, инстаграм https://www.instagram.com/hoofinlab и facebook https://www.facebook.com/profile.php?id=100093631801723&mibextid=LQQJ4d или VK vk.com/public221069883