Приоритетный, национальный проект «Безопасные и качественные дороги» понятие нормативного транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог

Александр Перфилов, к.т.н.

В прошлых статьях мы рассматривали тему проектного управления в органах государственной власти Российской Федерации, тему финансирования мероприятий по данному направлению, а также тему “опорной сети” автомобильных дорог на территории Российской Федерации в рамках национального проекта “Безопасные качественные дороги”.

В текущей статье мы детальнее рассмотрим историю реализации проекта, начиная с приоритетного проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также понятие нормативного транспортно-эксплуатационного состояния, поскольку оно являлось основополагающим понятием при разработке и создании самого проекта.

Дом инноваций. ТЭС автомобильных дорог.

Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги».

Подготовка к реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» велась с 2016 года с последующей реализацией в период с 2017 по 2018 года. Одной из основных целей ее реализации было приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние дорожной сети крупнейших городских агломераций и снижения мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на территории Российской Федерации.

В первоначальной концепции предполагалось участие в проекте крупных мегаполисов, но позже список обновился городскими агломерациями с населением не менее 500 тыс. человек.

Дом инноваций. ТЭС автомобильных дорог.

Рисунок 1. Структура приоритетного проекта

Был сформирован перечень из 36 агломераций. Перед самым стартом дорожно-строительного сезона к приоритетному проекту присоединились еще две территории – Калининград и Улан-Удэ. Таким образом, в 2017 году его участниками стали 38 городских агломераций в 36 субъектах РФ: Астраханская, Барнаульская, Владивостокская, Волгоградская, Воронежская, Екатеринбургская, Ижевская, Иркутская, Казанская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Краснодарская, Красноярская, Липецкая, Махачкалинская, Набережночелнинская, Нижегородская, Новокузнецкая, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Ростовская, Рязанская, Самарско-Тольяттинская, Саратовская, Томская, Тульская, Тюменская, Улан-Удэнская, Ульяновская, Уфимская, Хабаровская, Чебоксарская, Челябинская, Ярославская 

Общая протяженность дорожной сети агломераций составила свыше 50 тыс. км.

Для обеспечения выполнения поставленных задач в 36 субъектах России были разработаны программы комплексного развития транспортной инфраструктуры территорий (ПКРТИ).

Национальный проект и его структура

В рамках последующей работы и необходимости масштабирования и переформатирования мероприятий, приоритетный проект был переработан в национальный проект «Безопасные качественные дороги», который значительно расширил географию: он стартовал в 83 субъектах Российской Федерации (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) и 104 городских агломерациях. Работа началась по четырем направлениям: федеральные проекты «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения», «Автомобильные дороги Минобороны России».

Дом инноваций. ТЭС автомобильных дорог.

Рисунок 2. Структура национального проекта 2019-2020

Учитывая, что 14 июня 2023 г. было подписано постановление Правительства Российской Федерации, согласно которому 1 039 км дорог Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей получили статус федеральных и перешли в ведение Федерального дорожного агентства, предполагается, что региональные и межмуниципальные автомобильные дороги новых субъектов также будут включены в состав национального проекта.

Дом инноваций. ТЭС автомобильных дорог.

Рисунок 3. Перспективы до 2030 года

Напомним, что в состав НП «БКАД» входят следующие федеральные проекты:

  1. Федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть»
  2. Федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»
  3. Федеральный проект «Безопасность дорожного движения»
  4. Федеральный проект «Автомобильные дороги Минобороны России»
  5. Федеральный проект «Развитие общественного транспорта»
  6. Федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети»

Нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог

Понятие нормативного транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог являлось основной темой при разработке концепции не только данного национального проекта, но и приоритетного проекта, который являлся его предшественником. Тематика нормативного транспортно-эксплуатационного состояния является неотъемлемой частью показателя «опорная сеть автомобильных дорог». Программа мероприятий субъектов Российской Федерации по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения формировалась из базового значения 2018 года и учитывала текущее нормативное состояние.

Министерством транспорта Российской Федерации был разработан порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденный Приказом Минтранса от 7 августа 2020 г. № 288 (Далее – порядок).

В соответствии с порядком предусматривается, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (Далее – обследование). Также порядок допускает проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.

Предусматриваются следующие виды обследования:

1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3-5 лет со дня проведения первичного обследования;

2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится);

3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).

Среди обследуемых параметров выделяют три основные группы:

1) постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (далее – технический уровень автомобильной дороги):

  • ширина проезжей части и земляного полотна;
  • габарит приближения;
  • длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов;
  • протяженность подъемов и спусков;
  • продольный и поперечный уклоны;
  • высота насыпи и глубина выемки;
  • габариты искусственных дорожных сооружений;
  • состояние элементов водоотвода;
  • состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;

2) переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (далее – эксплуатационное состояние автомобильной дороги):

  • продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия;
  • сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин;
  • прочность дорожной одежды;
  • грузоподъемность искусственных дорожных сооружений;
  • объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;

3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта (далее – параметры движения транспортного потока):

  • средняя скорость движения транспортного потока;
  • безопасность движения транспортного потока;
  • пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением;
  • среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока;
  • способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами.

В рамках данной статьи мы продолжим рассматривать мероприятия в части эксплуатационного состояния автомобильных дорог, поскольку они являются основными.

Техническое состояние автомобильных дорог оценивается как по результатам проведенной инструментальной диагностики, так и по результатам экспертной оценки.

Нормативы транспортно-эксплуатационного состояния автодорог установлены ГОСТом 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» и ГОСТом Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». То есть нормативное состояние автомобильных дорог определяется именно по этим стандартам.

Если кратко описывать критерии «нормативности» в рамках данного документа, то выделят следящие основные:

  1. Продольная ровность покрытия проезжей части;
  2. Коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием;
  3. Отсутствие дефектов дорожного покрытия;
  4. Отсутствие дефектов обочин и разделительных полос;
  5. Обеспечение видимости;
  6. Требования к техническим средствам организации движения;
  7. Требование к светофорным объектам.

Критерии схожи с критериями  упомянутыми в порядке.  

На федеральной сети автомобильных дорог при расчете показателя «Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям» учитываются показатели отсутствия повреждений покрытия проезжей части, ровность покрытия проезжей части, а также коэффициент сцепления покрытия. То есть определение нормативного транспортно-эксплуатационного состояния определяется по трем основным параметрам.

Информация о соответствии автомобильных дорог нормативным требованиям формируется по результатам проводимой диагностики автомобильных дорог в соответствии с ОДМ 218.4.039-2018 «Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог», утвержденным распоряжением Росавтодора от 4 июля 2018 года № 2481-р, а также вышеуказанным Порядком.

Подводя итог, отметим, что определение нормативного транспортно-эксплуатационного состояния сеть федеральных автомобильных дорог определяется по трем основным параметрам, которые в свою очередь определяются в рамках проводимой инструментальной диагностики.

Мероприятия в части приведения автомобильных дорог общего пользования федерального значения отражены в ранее упомянутом федеральном проекте «Развитие федеральной магистральной сети» в составе НП «БКАД».

Дом инноваций. ТЭС автомоибльных дорог.

Что касается автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения субъектов Российской Федерации, то для них вышеуказанные документы, кроме Порядка, носят рекомендательный характер. Важной особенностью являлось то, что в начале реализации проекта в подавляющем большинстве субъектов не предусматривалось средств на инструментальную диагностику, при этом мероприятия по оценке технического состояния проводились посредством экспертной оценки. Кроме того, в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» предусматривается оценка технического состояния автомобильных дорог по двум параметрам, а именно продольная ровность покрытия проезжей части и отсутствие дефектов дорожного покрытия.

Федеральным дорожным агентством, также как и субъектами Российской Федерации ежегодно предусматриваются средства на приведение федеральных дорог, а также региональных и межмуниципальных дорог соответственно в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние. Но как мы уже говорили в прошлой статье, в рамках национального проекта субъектам Российской Федерации дополнительно предусматриваются субсидии и иные межбюджетные трансферты на реализацию мероприятия в рамках национального проекта, которые в свою очередь положительно влияют на потенциал к приобретению дополнительной техники и оборудования подрядными организациями, задействованными на реализации мероприятий национального проекта.

Здесь хотелось бы отметить, что ритмичность реализации предусматриваемых мероприятий субъектом, а именно, своевременная подготовка проектной документации и контрактация объектов с последующим их выполнение в соответствии с утвержденными планами-графиками и как следствие возможного досрочного завершения работ приводит к возможному дополнительному выделению средств субъекту Российской Федерации за счет дополнительных средств, выделяемых Правительством Российской Федерации.

Дополнительные материалы доступны в официальном телеграм-канале https://t.me/hoofin, инстаграм https://www.instagram.com/hoofinlab и facebook https://www.facebook.com/profile.php?id=100093631801723&mibextid=LQQJ4d или VK vk.com/public221069883

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх