Александр Перфилов, к.т.н.
В прошлой статье мы рассматривали тему проектного управления в органах государственной власти Российской Федерации, реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», тему финансирования мероприятий по данному направлению и совокупного влияния данных мероприятий не только на обеспечение стабильного спроса, но и на увеличение продаж строительной, дорожной, дорожно-эксплуатационной и других видов техники и оборудования.
В данной статье мы рассмотри понятие «опорной сети» автомобильных дорог Российской Федерации в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Причины необходимости создания «Опорной сети» автомобильных дорог
Учитывая общую протяженность региональных и межмуниципальных дорог, выбытие части автомобильных дорог из нормативного состояния, ограниченности бюджетного финансирования, а также итоговых плановых показателей нормативного состояния сети к 2024 г., появляется необходимость приоритезации объектов, включаемых в программу мероприятий. Иными словами, возникает вопрос, а какие же объекты наиболее важны и окажут больший положительный эффект от реализации из всего многообразия участков сети региональных и межмуниципальных дорог. Во многом благодаря этому вопросу и возникло понятие «опорной сети», а именно «опорная сеть автомобильных дорог» – это совокупность важнейших автомобильных дорог, обеспечивающих устойчивые связи между основными точками генерации транспортного спроса – так называемый дорожный каркас транспортной системы нашей страны.
Тематика формирования дорожного каркаса страны не является новой, ранее в том числе подведомственными Федеральному дорожному агентству ФКУ «Дороги России» проводилась схожая работа, но отличительной особенностью данного проекта являлось то, что новая модель встраивалась в тематику национального проекта и давала смысловые ориентиры не только при формировании программы дорожных работ субъектов, исходя из текущих особенностей, но и обозначала необходимость последующего содержания автомобильных дорог вошедших в опорную сеть.
Помимо региональных и межмуниципальных автомобильных дорог «опорная сеть» включает все автомобильные дороги федерального значения.
Федеральные автомобильные дороги в полном составе включены в нее в связи с тем, что невозможно представить опорную сеть страны без основных федеральных дорог и магистралей, при этом вопрос приведения в нормативное состояние «опорной сети» относится больше к региональным и межмуниципальным дорогам, поскольку федеральные автомобильные дороги в настоящее время находятся в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии на уровне 85,1% (по состоянию на 2021 год), это практически максимальный уровень нормативного состояния с учетом ежегодного выбытия части автомобильных дорог из норматива в связи с их естественным износом. С другой стороны, «опорная сеть» региональных и межмуниципальных дорог является своего рода поддержкой в части распределения основного трафика грузо-пассажирских перевозок, поскольку в настоящее время основная нагрузка лежит на федеральных автомобильных дорогах, как уже говорилось ранее – в связи высоким их уровнем нормативного транспортно-эксплуатационного состояния и как следствие более комфортными условиями передвижения.
Этапы развития концепции «Опорной сети автомобильных дорог»
В рамках проекта предусматривается поэтапное развитие «опорной сети». На каждом этапе индикаторы для определения автомобильных дорог, необходимых для включения в «опорную сеть», и требования к проектам ее развития могут различаться и уточняться.
Формирование «опорной сети» региональных дорог направлено в первую очередь на:
- повышение транспортной связанности территории Российской Федерации;
- обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения;
- безусловного достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2035 года.
Как уже говорилось ранее, при формировании «опорной сети» сделан акцент на достижение показателей федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» и их расширении на всю «опорную сеть». С учетом Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204, от 21 июля 2020 г. № 474 акцент делался на достижении субъектами в 2024 году целевых показателей по нормативному состоянию региональных дорог и дорожной сети городских агломераций:
– не менее 50 % по всем автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
– не менее 85 % по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, входящим в «опорную сеть» дорогам;
– не менее 85% по дорожной сети 105 городских агломераций, участвующих в национальном проекте «Безопасные качественные дороги».
Протяженность «опорной сети» в текущем этапе (2021 – 2024 гг.) составляет – 138 тыс. км, в них входит 62,8 тыс. км федеральных дорог и 72,02 тыс. км региональных, из которых 14 тыс. км планируется принять в федеральную собственность. (Рисунок 1 и Рисунок 2)
Рисунок 1 – Протяженность региональных и межмуниципальных дорог «опорной сети» в разрезе федеральных округов
Рисунок 2 – Автомобильные дороги Российской Федерации
К концу 2024 года планируется привести все 138 тыс. км дорог в нормативное состояние с показателем 85%.
85 млн чел. будет обеспечено качественной и безопасной дорожной инфраструктурой.
Дальнейшее развитие «опорной сети», после 2024 года, обеспечит:
- доступ к новым территориям для общественно-делового, селитебного строительства;
- оптимизацию маршрутов и снижение загруженности дорог;
- стратегическое развитие: выезд из Хакассии в Кузбасс и на Алтай; соединение Якутского транспортного узла; освоение новых территорий;
- улучшение транспортной доступности выхода на международные транспортные коридоры.
Наэтапе 2025-2030 гг. дополнительно учитывается дорожная сеть в 106 агломерациях. На этом этапе «опорной сети» увеличится на 57 тыс. км дорог и составит 195 тыс. км.
Индикаторы для отбора автомобильных дорог в «опорную сеть»:
1. Агломерационные дороги к опорным точкам: морским и речным портам, аэропортам, железнодорожным станциям.
2. Агломерационные дороги, обеспечивающие связность «опорной сети»: магистральные улицы внутри агломерации (проходят внутри населенного пункта и связывают две опорные дороги (для связки). В случае, если у города есть обход, включается обход города либо кольцевая автодорога.
Нормативное состояние улично-дорожной сети агломераций будет обеспечено в рамках национального проекта БКД до конца 2030 года.
97 млн чел. будет обеспечено качественной и безопасной дорожной инфраструктурой.
Реализация третьего этапа(2031-2035 гг.) дополнительно учитывает связи с крупными административными центрами муниципальных районов и сельскими населёнными пунктами, туристическими кластерами, минерально-сырьевыми и производственными зонами.
Протяженность «опорной сети» на этом этапе достигнет 270 тыс. км.
Индикаторы для отбора автомобильных дорог в «опорную сеть»:
1. Соединяет центры муниципальных районов и городских округов с центром соответствующего субъекта РФ по кратчайшему расстоянию при наличии существующего дорожного подъезда.
2. Обеспечивает подъезд к особым экономическим зонам (промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным).
3. Обеспечивает подъезд к туристическо-рекреационным кластерам.
103 млн чел. будет обеспечено качественной и безопасной дорожной инфраструктурой.
Приведение в нормативное состояние автомобильных дорог «опорной сети»
Прорабатывались 3 возможных сценария выделения дополнительного объема финансирования из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выполнение дорожных работ по приведению региональных и межмуниципальных автомобильных дорог «опорной сети» в нормативное состояние к 01.01.2025:
- при выделении дополнительно 445 млрд руб., доля региональных и межмуниципальных автомобильных дорог «опорной сети» в нормативном состоянии составит 86,3% (возможно выполнение работы по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту);
- при выделении дополнительно 300 млрд руб., доля региональных и межмуниципальных автомобильных дорог опорной сети в нормативном состоянии составит 85,0% (возможно выполнение работы по капитальному ремонту и ремонту). При этом в 10 субъектах Российской Федерации целевой показатель достигнут не будет;
- при выделении дополнительно 100 млрд руб., доля региональных и межмуниципальных автомобильных дорог «опорной сети» в нормативном состоянии составит 76,1% (возможно выполнение работы по капитальному ремонту и ремонту). При этом в 30 субъектах Российской Федерации целевой показатель достигнут не будет.
Содержание автомобильных дорог «опорной сети»
Содержание приведенных в нормативное состояние автомобильных дорог и как следствие поддержание нормативного транспортно-эксплуатационного состояния также является важной задачей.
Учитывая тот факт, что региональные и межмуниципальные автомобильные дороги «опорной сети» должны содержаться по федеральному нормативу, который в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2017 г. № 658 на содержание 1 км автомобильных дорог федерального значения III категории (в уровне цен 2021 года) составляет 2,347 млн руб., общий объем затрат на содержание региональных и межмуниципальных дорог «опорной сети» составит порядка 119 729,2 млн рублей (в ценах 2021 года). При этом в настоящее время субъектами Российской Федерации осуществляется финансирование работ по содержанию региональных дорог в объеме, составляющем от 14 до 30% от требуемого федерального норматива.
Финансирование мероприятий по тематике «опорная сеть» предусматривается за счет наполнения дорожных фондов субъектов Российской Федерации) и иными мерами государственной поддержки.
Обновленное понятие «опорной сети» исходя из Транспортной стратегии Российской Федерации
Одновременно с этим стоит отметить, что в тематике «опорной сети» есть две смысловые версии, а именно в период с 2019 г. по 2021 г. и с 2021 г. по настоящее время, иными словами «до» и «после» 2021 г. В версия «до» рассматривалась только «опорная сеть» Российской Федерации. При последующей проработке данного вопроса, включая разработку необходимых нормативно-правовых актов, а также согласования проекта с иными органами государственной власти был поднят вопрос о необходимости рассмотрения понятия «опорная сеть» в рамках всего транспортного комплекса, включая железнодорожную сеть, морские и речные порты, а также аэродромы. Обновленное понятие предусматривало создание Единой опорной транспортной сети Российской Федерации.
В этой связи версия «после» была разработана для учета в действующей в настоящее время Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (Далее – Стратегия), утвержденной распоряжением от 27 мая 2021 г. № 3363-р Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Владимировича Мишустина.
Рассмотрим основные положения стратегии и обновленного понятия «опорной сети автомобильных дорог».
Стратегия предусматривает реализацию следующих долгосрочных целей развития транспортной системы до 2030 года и на прогнозный период до 2035 года:
повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий;
повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма;
увеличение объема и скорости транзита грузов и развитие мультимодальных логистических технологий;
цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий.
Под термином «Единая опорная сеть» понимается сбалансированная и связанная транспортная сеть, объединяющая в себе важнейшие объекты транспортной инфраструктуры для всех видов транспорта и обеспечивающая функциональное единство транспортной системы, устойчивую взаимосвязь и пространственное развитие крупнейших населенных пунктов, экономических центров, основных минерально-сырьевых и производственных зон, геостратегических территорий, объектов культурного наследия Российской Федерации, наиболее востребованных объектов туризма и рекреационных районов.
Единая опорная сеть состоит из опорных сетей автомобильных и железных дорог, инфраструктуры гражданской авиации, водного транспорта и опорной логистической инфраструктуры. Опорные сети формируются по каждому виду транспорта и интегрируются в Единой опорной сети, образуя инфраструктуру для мультимодальных перевозок. Объекты инфраструктуры опорных сетей каждого вида транспорта имеют единую организацию управления развитием и содержанием в нормативном состоянии.
По каждому из направлений определены критерии для отнесения объектов в опорной сети по видам транспорта, в результате чего, из 1,56 млн км дорог Российской Федерации включено 134,82 тыс. км основных дорог опорной сети, из 87 тыс. км ж/д путей. включно 30 тыс. км ж/д. из 241 аэродрома включено 203 аэродрома, из 102 тыс. км внутренних водных путей включено 50 тыс. км, из 67 морских портов включено 37 морских портов, при этом сеть морских портов протяженностью 5,6 тыс. км было принято решение включить полностью в Единую транспортную сеть. (Рисунок 3)
Рисунок 3 Единая опорная сеть
В Стратегии также предусматривается определение понятия «опорной сети автомобильных дорог» как совокупность важнейших автомобильных дорог, обеспечивающих устойчивые связи между основными точками транспортного спроса, включающая участки международных транспортных коридоров, все автомобильные дороги федерального значения, отдельные региональные и прочие автомобильные дороги, отобранные на основе транспортно-географических критериев, показателей востребованности и социальной значимости;
При этом в стратегии выделяются следующие основные критерии отнесения автомобильных дорог к «опорной сети»:
автомобильные дороги, связывающие по кратчайшему маршруту Москву и центры субъектов Российской Федерации;
автомобильные дороги, связывающие по кратчайшему маршруту центры субъектов Российской Федерации друг с другом и с городами с численностью населения от 100 тыс. человек (с перспективой включения автомобильных дорог, связывающих города с населением более 10 тыс. человек);
обходы городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек (с перспективой включения обходов городов с населением более 10 тыс. человек);
автомобильные дороги, составляющие участки международных транспортных коридоров;
автомобильные дороги, обеспечивающие подъезды к аэропортам, железнодорожным узлам, морским и речным портам, мультимодальным транспортно-логистическим центрам, в составе соответствующих опорных сетей;
автомобильные дороги, обеспечивающие подъезд к автомобильным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации;
автомобильные дороги с прогнозируемой интенсивностью движения более 10 тыс. автомобилей в сутки, кроме улично-дорожной сети городов (5 тыс. автомобилей в сутки на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации).
Подводя итог можно сказать, что основной принцип соотнесения автомобильных дорог к «опорной сети автомобильных дорог» остается неизменным, а именно отбор участков на основе транспортно-географических критериев, показателей востребованности и социальной значимости, с учётом национальных целей, Стратегии пространственного развития страны, а также приоритетов развития иных видов транспорта.